Кваре́нги Джакомо - Гваренги (Quarenghi) (1744-1817), архитектор. Представитель классицизма. По происхождению итальянец. В России работал с 1780. Придал крупным общественным зданиям и дворцовым постройкам законченную ясность планировочных решений и классических объёмов, монументальную торжественность и лаконичную строгость (Александровский дворец в Царском Селе, 1792-1800; Ассигнационный банк, 1783-1799, Эрмитажный театр, 1783-87, Смольный институт, 1806-08, - все в Санкт-Петербурге). Автор многочисленных пейзажно-архитектурных рисунков, тонко раскрывающих индивидуальный характер построек, в том числе памятников древнерусского зодчества. Издал гравированные альбомы своих архитектурных проектов.
* * *
КВАРЕНГИ Джакомо - КВАРЕ́НГИ (Quarenghi) (Гваренги) Джакомо (1744-1817), русский архитектор. Представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). По происхождению итальянец. В России работал с 1780. Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон «Концертный зал» (1782-1788) и Александровский дворец (1792-1800) в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Ассигнационный банк (1783-1799), Эрмитажный театр (1783-1787), Смольный институт (1806-1808) - в Санкт-Петербурге.
* * *
КВАРЕ́НГИ (Гваренги) (Quarenghi) Джакомо [20/21 сентября 1744, Валле-Иманья, около Бергамо, Италия - 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург], русский архитектор. По происхождению итальянец. Один из лучших мастеров зрелого классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) в России, чьи постройки повлияли на формирование облика Санкт-Петербурга.
Биография
Родом из старинной знатной семьи потомственных живописцев. Получил хорошее классическое образование. Обучался живописи в Бергамо у ученика Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста) Дж. Реджи, с 1763 - в Риме у Антона Рафаэля Менгса (см. МЕНГС Антон Рафаэль), затем у С. Поцци. В Риме сложились художественные взгляды Кваренги, сформировался его интерес к изучению античности (см. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО). Он общался с Кановой (см. КАНОВА Антонио), Пиранези (см. ПИРАНЕЗИ Джованни Баттиста), с французским архитектором А.-Ф. Пейром. Важную роль в его обращении к архитектуре сыграла дружба с В. Бренной (см. БРЕННА Виктор Францевич).
Решающим событием в формировании стиля Кваренги стало его знакомство с наследием Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа): он начал тщательно изучать античную и ренессансную архитектуру Италии. Много путешествовал, делал зарисовки и обмеры, обнаружил блестящие способности рисовальщика. До отъезда в Россию выполнил ряд проектов для итальянских и английских заказчиков.
В 1779 Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) просит барона Гримма найти римского архитектора для работы в Петербурге, и Гримм приглашает Кваренги, который в январе 1780 вместе с женой прибывает в Петербург и становится придворным архитектором. Строит в Петербурге, пригородах, в Москве и в провинции. Работает и над внутренней отделкой своих сооружений (интерьеры почти не сохранились). За свои заслуги получает потомственное российское дворянство и орден Св. Владимира I степени (1814).
Работает во всех основных архитектурных направлениях 2-й половины 18 - начала 19 веков: строительство и оформление дворцов, крупных государственных сооружений, общественных зданий разного типа (больницы, учебные заведения), театров, церквей, частных домов, садово-парковых павильонов. Во многом именно благодаря Кваренги складывается архитектурная типология этих направлений, формируется их классическая композиция, основные ордерные акценты, способ включения в городское пространство. Зодчий активно влияет на формирование архитектурного канона зрелого классицизма, сохранившего свою актуальность и в эпоху ампира (см. АМПИР). Классическая ориентация не мешала архитектору применять новые материалы, в частности, металлические конструкции: он стал автором проекта первого в России чугунного моста (в Царском Селе).
Деятельность при Екатерине II (1779-1796)
Это было самое плодотворное время в биографии архитектора, приехавшего в Петербург уже сложившимся мастером. Его творческое кредо основывалось на освоении и преломлении принципов античной архитектуры и наследия Палладио. Это совпало с ориентацией императрицы на античные постройки Рима. Среди первых заказов - Английский дворец в Петергофе (1781-1789, разрушен в Великую Отечественную войну), в котором творчески перерабатывались стилевые элементы Палладио.
Одновременно зодчий работает над многими проектами. В 1783-1789 возводится здание Академии наук. В нем сочетается мощный пластический акцент античного «большого» ордера с предельной лаконичностью решения стены. Рациональное членение ее строгой поверхности состоит только из карнизов и лишенных украшений окон. Прекрасный по своим пропорциям восьмиколонный ионический портик, завершенный фронтоном, опирается на рустованный цокольный этаж. От его центра симметрично расходится двухмаршевая лестница. Эти композиционные элементы организуют весь монументальный фасад здания и играют активную роль в его соединении с ландшафтом.
При строительстве Эрмитажного театра (1783-1787) Кваренги проявляет чуткость к живописным приемам барокко, «прочитывая» их в безупречно строгом стиле, что позволяет связать театр с архитектурой Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич) и подчеркнуть функциональные особенности, нарядность и праздничность сооружения. Арка с галереей над ней, перекинутая через канал, объединяет здание с уже сложившимся ансамблем Зимнего дворца (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ). В здании Старого Эрмитажа Фельтена (см. ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич) Кваренги создает так называемые «лоджии Рафаэля» для размещения в них копий с ватиканских росписей - это одна из лучших оформительских работ зодчего.
В 1783 начинается строительство грандиозного комплекса Ассигнационного банка (закончено в 1789). Здесь палладианская архитектурная композиция развивается и значительно усложняется. Центральное трехэтажное административное здание украшено шестиколонным коринфским портиком, поднятым над лоджией рустованного первого этажа. Здание расположено в середине двора, образованного оригинально решенным подковообразным корпусом денежных кладовых, и соединено с ними галереями. Торцы этого корпуса, выходящие на улицы, оформлены лоджиями.
Александровский дворец в Царском Селе (1792-1796) относится к шедеврам русского зодчества. Художественная фантазия автора, безошибочное композиционное чутье, совершенное владение ордерной системой и безупречный вкус в оформлении интерьеров проявляются здесь необычайно убедительно. Особенно прекрасна мощная двойная колоннада, соединяющая боковые крылья дворца, фланкированная монументальными проездными лоджиями с расходящимися в парк пандусами. Мотив проездной лоджии с пандусами акцентирует и фасад Юсуповского дворца на Фонтанке (1790-е гг.).
Сохранился отзыв о творчестве Кваренги в письме Екатерины II к Гримму: «…его постройки так хороши, что лучших и быть не может». Императрица оказывала покровительство всей семье архитектора, очень сочувствовала ему, когда Кваренги остался один с тринадцатью детьми после смерти жены от родов в 1793.
Деятельность при Павле I (1796-1801)
Павел I поручил Кваренги несколько важных построек. Самые значительные из них - Конногвардейский манеж (1804-1807) и Мальтийская капелла Пажеского корпуса (1798-1800). Манеж является частью ансамбля Исаакиевской площади. Центральный фасад удлиненного, отличающегося суровой простотой корпуса украшен пропорциональным восьмиколонным портиком строгого тосканского ордера с лоджией. Мальтийская капелла встроена в ансамбль Воронцовского дворца Растрелли, превращенного Павлом I в казарму. Сохранился блистательный интерьер с колоннадами, росписью, лепным и скульптурным декором.
В 1801 Кваренги участвует в завершении строительства Странноприимного дома графа Шереметьева в Москве (ныне Институт Склифосовского). Он вносит в ансамбль эффектные пластические акценты: открытая полуротонда церкви, портики выходящих на улицу торцов здания.
Деятельность при Александре I (1801-17)
Новый император, вкусы которого определял формировавшийся ампир, отодвинул великого мастера на второй план. Зодчий пережил один из самых тяжелых ударов судьбы: начатое по его проекту здание Биржи (см. БИРЖА (памятник архитектуры)) на Васильевском острове было сломано и заменено сооружением Тома де Томона (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан). Однако Александр I поручает ему строительство крупных и важных с градостроительной точки зрения зданий: Кабинет Его Величества у Аничкова моста (1803-1805), Смольный (1806-1808) и Екатерининский институты (1804-1807). Ансамбль Кабинета пространственно акцентирует угол набережной Фонтанки и Невского проспекта. Цельность комплекса достигается проходящими по фасадам приставными ионическими колоннами с дорическим антаблементом. Ими оформлен и проезд, открывающийся на Фонтанку. Кваренги указывает, что нарушение ордерного канона сделано, чтобы «придать ионическому [ордеру] как можно большую силу и рельеф».
Смольный институт, оставаясь одним из самых монументальных парадных сооружений Петербурга, наглядно доказывает универсальные эстетические возможности архитектурного языка Кваренги. Не прибегая к новшествам, а лишь с тактом применяя излюбленные приемы (центрическую композицию, иерархическое соподчинение частей и целого, портик с фронтоном над лоджией первого этажа, пилястры «большого» ордера, украшающие протяженные фасады, скупое членение стены), он добивается благородства формы, ясности и простоты композиции, строгости пропорций.
В 1815 Кваренги создал проект храма Христа Спасителя в Москве. Последние 10 лет жизни мастер практически ничего нового не строил, школы после себя не оставил, но влияние его творчества заметно сказалось в свершениях К. Росси (см. РОССИ Карл Иванович).
Кваренги был похоронен на Волковом кладбище в Петербурге. В 1967 его прах был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА).